Государственная поддержка семей, воспитывающих детей

Виды господдержки:


Государственная программа  по поддержке семей при наличии, оформлении ипотечного кредита

1.      СУБСИДИРОВАНИЕ ИПОТЕКИ

 Государственная программа субсидирования ипотеки стартовала в России с 01.01.2018.

По условиям программы граждане РФ, у которых родился второй и (или) последующий ребенок в период с 01.01.2018 по 31.12.2022, получают право оформить ипотечный кредит на приобретение жилья по льготной ставке – 6% годовых на весь срок действия кредита.

Граждане, оформившие ипотеку с господдержкой, могут приобрести жилую недвижимость на первичном рынке с оформленным правом собственности и на стадии строительства.

                                                        Чрезвычайно важное изменение!

В программу субсидирования могут быть включены кредиты, которые ранее были рефинансированы банками*.

Следует отметить, что не все коммерческие банки являются участниками программы государственной поддержки по ипотеке для семей, в которых с 01.01.2018 по 31.12.2022 родится второй ребёнок или последующие дети. Решение об участии в этой программе банки принимают самостоятельно.

2.      ПОГАШЕНИЕ КРЕДИТА

  Граждане РФ, у которых родился третий или последующий ребенок в период с 01.01.2019 по 31.12.2022, получают право на однократное погашение ипотечного кредита гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей.

В случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом**.

Более подробную информацию об участии банка в программе государственной поддержки, об условиях предоставления ипотечного кредита и его погашения можно получить в офисах банков или по телефонам справочных служб банков.

* Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 № 339 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и АО «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей».

**Федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2019 «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 132 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».



Социальный прокат и пункты оперативной помощи


2С целью оказания помощи малообеспеченным семьям в создании надлежащих условий для развития и воспитания детей в Ивановской области реализуются проекты «Социальный прокат», «Пункт оперативной социальной помощи».
В рамках проекта «Социальный прокат» семьи получают во временное пользование вещи, необходимые для маленьких детей: коляски, стульчики для кормления, ходунки, развивающие коврики, манежи.
В пунктах оперативной помощи гражданам предоставляется безвозмездная помощь в виде одежды, обуви и др.
В настоящее время пункты социального проката и оперативной помощи открыты в 4-х городах области:
в г. Иваново – на базе отделения профилактической работы с семьей и детьми ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ул. Победы, 10, тел. (8-4932) 37-12-45);
в г. Фурманов – на базе территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району (ул. Колосова,25, тел. (8-49341) 2-22-90);
в г. Шуя – на базе отделения профилактической работы с семьей и детьми ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (филиал в г.Шуя) (ул.Школьная, д. 1, тел. (8-49351) 4-35-07);
в г. Кинешма – на базе отделения профилактической работы с семьей и детьми ОГКУСО «Кинешемский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ул.Бредихина, д.8а).
Для получения помощи посредством пунктов социального проката или пунктов оперативной помощи гражданину необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган Департамента социальной защиты населения по месту жительства.

31



Детский телефон доверия


Гор_линия_ЦППБесплатный общероссийский номер Детского телефона доверия 8-800-2000-122консультативно-психологическую помощь, в том числе в случаях жестокого обращения и насилия, включая случаи сексуального насилия, как в семье, так и вне ее.
Квалифицированную помощь населению оказывают 5 консультантов в должности педагогов-психологов, владеющих практическими навыками оказания экстренной помощи позвонившим гражданам по различным психологическим проблемам.
С целью информирования детей, а также их родителей, о работе службы Детского телефона доверия ежегодно в Ивановской области организуются акции, посвященные Международному дню детского телефона доверия (17 мая).
5



Проект «Передышка» и «Домашнее визитирование»


6С 2014 года на базе отделения социально-педагогической помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (г. Иваново, ул. Победы, д. 10, тел. (4932) 33-63-84) началась реализация инновационных проектов «Передышка», «Домашнее визитирование»для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках проекта «Передышка» волонтеры, прошедшие специальную подготовку, проводят социально-реабилитационные мероприятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, предоставив родителям детей данной категории возможность сделать «передышку», отлучившись на несколько часов.
В течении занятий дети учатся пользоваться красками, ножницами и клеем, овладевают навыками шитья, а также учатся пользоваться бытовыми кухонными приборами и посудой, осваивают умения в приготовлении блюд и сервировки стола. В конце занятий дети вместе с волонтерами отдыхают, общаются и играют.
«Передышка» реализуется на базах ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (г. Иваново), ОБУСО «Пучежский комплексный центр социального обслуживания», ОГКУСО «Центр психологической помощи» (Тейковский филиал), ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко», ОГКОУ Фурмановского детского дома.
В первом квартале 2015 года проектом «Передышка» охвачен 61 7человек, проведено 97 индивидуальных занятий, 70 групповых занятий, а также 25 организационно-массовых мероприятий с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках проекта «Домашнее визитирование» педагоги дополнительного образования еженедельно посещают детей с ограниченными возможностями здоровья, которым сложно выйти из дома, проводят с ними занятия по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству.
В практику 5 организаций социального обслуживания семьи и детей (ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (г. Иваново), ОГКУСО «Кинешемский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», ОГКУСО «Гаврилово-Посадский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», ОГКУСО Центр психолого-педагогической помощи семье и детям (Тейковский филиал), ОБУСО ««Комплексный центр социального обслуживания населения по городскому округу Кохма и Ивановскому муниципальному району», внедрены перспективные социальные технологии, связанные с домашним визитированием и предоставлением родителям детей с ограниченными возможностями здоровья возможности получить своевременную помощь в уходе и присмотре за ребенком.
В первом квартале 2015 года в рамках реализации проектов «Домашнее визитирование» семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья предоставлено свыше 300 услуг социальной направленности.



Семейные клубы


На базе организаций социального обслуживания семей с детьми 8функционируют семейные клубы — объединения на добровольной основе семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также родителей, проявивших интерес к продуктивному семейному воспитанию и обмену опытом воспитания детей.
Организации социального обслуживания семьи и детей приглашают родителей для участия в мероприятиях семейных клубов: психологических тренингах, культурно-массовых мероприятиях, психологических консультациях, семьям оказывается спонсорская поддержка.
Участие в мероприятиях клубов осуществляется на безвозмездной основе.

001



Проекты, получившие грантовую поддержку некоммерческих организаций, благотворительных фондов


Организации социального обслуживания семьи и детей ежегодно 10принимают участие в конкурсах проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На протяжении 6 лет реализовано и внедрено в деятельность учреждений 6 социально значимых проектов.

♦ 2009 — 2010 годы
При поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализованы проекты:
-«Эффективные технологии и модели индивидуального социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом» (Центр психолого-педагогической помощи семье и детям);
-«Инновационные технологии социальной реабилитации уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом» (Вичугский комплексный центр социального обслуживания населения),
-«Улыбнись новому дню» по социальному сопровождению семей с детьми, родители которых остались без работы вследствие кризиса (Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения). Общая сумма грантов – 2,8 млн. рублей.
В ходе реализации проекта «Инновационные технологии социальной реабилитации уличных детей и подростков, 11находящихся в конфликте с законом» создана и действует служба уличной социальной работы.

Специалистами службы проводятся рейды с целью выявления уличных детей, сформирован банк данных детей, находящихся в конфликте с законом, обеспечивается социальное сопровождение несовершеннолетних с целью возвращения их в социум.

Работа с несовершеннолетними строится по двум основным направлениям:
1) проводятся консультации и профилактические беседы, помогающие ребенку лучше понять самого себя и уличное окружение, необходимость получения образования, трудоустройства, лечения, вред алкоголя, курения, токсикомании;
2) несовершеннолетнему предоставляется возможность ухода с 12улицы в подростковый клуб, подростковый лагерь дневного пребывания, группы круглосуточного пребывания в стационарные отделения организации.
Апробация  модели эффективной социальной реабилитации уличных детей и подростков в ходе реализации проекта прошла удачно: 601несовершеннолетний извлечен из уличной среды. В городе Вичуге и Вичугском муниципальном районе зарегистрировано снижение уровня подростковой преступности более чем в 2 раза.
ОГУСО «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» совместно с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области реализуется модель индивидуального социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Используются следующие формы и методы работы:
— индивидуальное психологическое консультирование несовершеннолетних с целью формирования у них социально значимых установок;
— социальный патронаж и сопровождение подростков, имеющих условный срок наказания, и их семей;
— правовое просвещение условно осуждённых, формирование понимания значимости закона и последствий его нарушения;
— организация спортивных занятий для осуждённых несовершеннолетних.
Проект «Улыбнись новому дню» разработан отделением дневного пребывания для детей и подростков в составе ОГУСО «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения». Цель проекта – повышение уровня адаптивных возможностей семей с детьми в условиях экономического кризиса путем создания на базе организации инновационной модели социально-реабилитационного комплекса. Участниками проекта являлись 15 несовершеннолетних детей в возрасте от 6 до 15 лет и их родители, потерявшие работу вследствие кризиса.

♦ 2011 — 2012 годы
Гранты Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 3751,635 тыс. рублей получили финансовую поддержку проекты «Территория роста» ОГУСО «Шуйский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и «Я успешен» ОГУСО «Родниковский комплексный центр социального обслуживания населения».
Проект «Территория роста» ОГУСО «Шуйский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» направлен на снижение уровня правонарушений несовершеннолетних путем социализации и интеграции в социум несовершеннолетних, которые привлекались к административной ответственности за употребление спиртных напитков, восстановление утраченных и создание новых социальных связей, укрепление здоровья подростков. В рамках проекта была создана новая служба «Социально-диагностический центр для детей с делинквентным поведением». Проведено комплексное медицинское и психолого-педагогическое обследование несовершеннолетних целевой группы — 40 детей. По результатам диагностики разработаны и реализуются индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.
Проект «Я успешен» направлен на стимулирование процесса социализации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе деятельностного подхода. В рамках проекта проведено медицинское обследование детей с ограниченными возможностями для определения стартовых показателей. Социально-реабилитационная программа с целевой группой проекта осуществляется на пяти творческих площадках. 13Реализация проекта способствует улучшению общего физического и психологического состояния детей, развитию их способностей сознательно включаться в процесс обучения и творчества. Результатами реализации проекта стало увеличение числа волонтеров, способных оказать практическую помощь в трудной жизненной ситуации, и подготовленных к работе с детьми-инвалидами; создание «методической копилки» технологий работы с «особыми» детьми, сценариев мероприятий и рекомендаций по их проведению, фото- и видеоматериалов; вооружение родителей детей-инвалидов необходимыми психологическими, педагогическими, медицинскими знаниями для раскрытия внутреннего потенциала ребенка.

♦ 2013 — 2014 годы
В 2014 году на базе ОБУСО «Вичугский комплексный центр социального обслуживания населения» реализован инновационный проект «Дети сельской глубинки», целью которого является интеграция сельских детей в позитивное социальное окружение, способствующее социализации и развитию жизненно необходимых социальных навыков при помощи мобильной социальной службы. По итогам проекта созданы условия для организации социально позитивного досуга сельских детей путем посещения театров и музеев, участия в путешествиях и экскурсиях; предоставлено порядка 400 социальных консультаций детям и их родителям в передвижном консультативном пункте. Благодаря проекту решена проблема доступности инновационных социальных услуг сельским детям, проживающим в отдаленных сельских поселениях.
Новые методики и технологии, апробированные в рамках проекта «Дети сельской глубинки», внедрены на территории еще четырех муниципальных районов Ивановской области. В настоящее время участие в проекте приняли свыше 500 семей с несовершеннолетними детьми.



Взаимодействие с общественными организациями: «Солнечный круг», «Российский детский фонд», Ивановское областное общественное движение по оказанию поддержки многодетным семьям «Дети и Родители»


Областное отделение общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» действует в регионе с 1988 года. Основное направление работы организации – оказание поддержки семьям военнослужащих, погибших в «горячих точках», и сотрудников милиции, погибших при исполнении служебного долга, многодетным семьям, семьям безработных граждан; повышение авторитета семьи, семейных ценностей.
Организация активно взаимодействует с Департаментом социальной защиты населения Ивановской области. С 2007 года по программе «Сельской семье – кормилицу корову», реализуемой Фондом, 14 многодетных семьей Ивановской области получили коров.

5384-300x229Ивановское областное общественное движение по оказанию поддержки многодетным семьям «Дети и Родители» действует в регионе с 2008 года. Основное направление работы организации – оказание помощи многодетным семьям, повышение социальной значимости семьи, формирование общественного мнения в поддержку материнства, отцовства, деторождения.
Ивановским областным общественным движением по оказанию поддержки многодетным семьям «Дети и Родители» инициируются встречи с руководителями органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, социальных организаций, общественных объединений с целью решения социальных проблем многодетных семей Ивановской области.



Взаимодействие с добровольческими организациями, волонтерами


В 2014 году Ивановская область приняла участие во III 14Всероссийской акций «Добровольцы – детям» под девизом «Добровольцы в поддержку семьи, ребенка, ответственного родительства» в период с 15 мая по 15 июля 2014 года.
Акция организована по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основной целью акции является содействие укреплению в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства посредством активизации деятельности институтов гражданского общества, развития государственно-частного партнерства в сфере поддержки семьи и детства.
При проведении акции к участию приглашаются представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Ивановской области; общественные некоммерческие организации, привлекающие к работе добровольцев и оказывающие содействие добровольцам, работающим с семьями и детьми; объединения семей с детьми; коммерческие организации; средства массовой информации.
Подробная информация об условиях участия в акции, итогах ее проведения размещены на сайте Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации www.fond-detyam.ru в разделе «Добровольцы-детям».
В 2015 году объявлена 4 Всероссийская акция под девизом «Добровольцы в поддержку семьи и детства, за социальную солидарность и взаимопомощь».

1516



♦ Школа психологической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья



♦ Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Ивановской области за 2015



♦ Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Ивановской области за 2016


♦ Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Ивановской области за 2017



Технология комплексной реабилитации и социализации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья


Центр психолого-педагогической помощи семье и детям функционирует в Ивановской области с 1997 года.  Изначально учреждение базировалось лишь на территории города Иваново.ЦПП На тот момент его деятельность была актуальна в части индивидуального психологического консультирования, а также социально-психологического сопровождения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Постепенно, руководствуясь нарастающими потребностями общества в социальных услугах психолого-педагогической направленности, Центр не только вырос территориально, но и реформировал свою деятельность, укрупнив формы работы и расширив контингент получателей услуг. В 2009 году в городе Тейкове открыт филиал учреждения, охватывающий городской округ Тейково, Гаврилово-Посадский, Ильинский и Комсомольский районы Ивановской области.

К настоящему времени в учреждении сформирован ряд практико-ориентированных лабораторий, среди которых:

 — лаборатория межличностной и внутрисемейной конфликтологии;
— лаборатория технологий реабилитации несовершеннолетних, склонных к социальным девиациям и находящихся в конфликте с законом;
— лаборатория технологий социальной реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках данных лабораторий специалисты-профессионалы предоставляют социально-психологические, социально-педагогические, социально-бытовые, социально-правовые услуги, оказывают экстренную психологическую помощь различным категориям детей и семей; проводят работу в группах поддержки родителей, организовывают мероприятия в рамках клуба общения детей и подростков «Путь», литературно-творческого клуба кровных и замещающих семей «Семицветик», Школы семейной гармонии, начавшей работу с семьями, состоящими на социальном сопровождении в ресурсном отделении профилактической работы с семьей и детьми учреждения, в октябре текущего года.
В рамках лабораторий ведется научно-исследовательская работа, разработка, апробация и внедрение инновационных форм социальной реабилитации семей и детей на основе авторских программ и проектов по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, социальной поддержке семей с детьми-инвалидами, профилактике безнадзорности, преступности несовершеннолетних, а также осуществляется подготовка приемных родителей и сопровождение замещающих семей.
Нужно отметить, что работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), остается для учреждения приоритетной.
Ежегодно в Центре проходят курсовую реабилитацию более восьмидесяти детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 14 лет и более шестидесяти семей, их воспитывающих.
Коррекционно-развивающая работа проводится с детьми как индивидуально, так и в групповом формате.
Метод индивидуального консультирования на базе учреждения органично дополняется индивидуальным сопровождением на дому в рамках проекта «Домашнее  визитирование», реализуемого в филиале учреждения и направленного на курсовую психолого-педагогическую реабилитацию детей, изолированных от общества в силу ограниченных  возможностей здоровья.
Но, все же, основой работы с детьми с ОВЗ в учреждении является формат групповой работы. Одной их технологий, применяемых в данном формате, является детско-родительское объединение «Взлёт» — комплексная социальная реабилитация семей, воспитывающих детей с ограничениями здоровья.
Объединение успешно функционирует в учреждении в рамках реабилитационно-кризисного отделения с 2014 года до настоящего времени. Социально-психологическую реабилитацию здесь проходят дети, имеющие такие диагнозы, как: аутизм, синдром Дауна, задержка психического развития, детский церебральный паралич.
В основе технологии – системный подход, основанный на применении целого комплекса форм и методов, способствующих эффективной  коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей, формированию двигательных и коммуникативных навыков; повышению социальной адаптации. Реабилитационные мероприятия проводятся не только с «особыми» детьми, но и с их родителями. Кроме того, в процесс реабилитации включаются члены семей — братья, сестры, бабушки и дедушки. В рамках объединения действует «Школа психологической устойчивости родителей, воспитывающих «особых» детей».
Психолого-педагогическая реабилитация в рамках детско-родительского объединения «Взлёт» проводится с использованием авторской программы «Инновационные подходы в реабилитации и развитии детей-инвалидов», разработанной педагогом-психологом Центра, кандидатом психологических наук Когаловской Анной Сергеевной (с программой можно ознакомиться на сайте учреждения sdobromiv.ru).
Основным критерием отбора детей в группы является социальный голод, свойственный большинству детей с тяжелыми нарушениями, родители которых обращаются в наш Центр. Их социальные контакты чрезвычайно сужены, часто ограничены лишь семьей. Родители не знают, как им быть и в семье, и в обществе с такими сложными, непохожими на других «особыми» детьми.
Участники целевой группы имеют низкий уровень развития произвольности и серьезные речевые нарушения, либо вообще не сформированную речь. Четкая структура занятий и направленность их на социальное взаимодействие, позволяют детям, включаясь в организованную деятельность, формировать мотивацию к развивающей деятельности и общению.
Отсюда вытекают основные цели деятельности объединения:
— создание условий для системного психофизического развития детей и обогащения их социального опыта;
— обучение родителей методам взаимодействия с детьми.
В процессе психолого-педагогической реабилитации решается ряд задач:

  1. Общее развитие ребенка, включающее интеллектуальное развитие, стимулирование речи, общение.
  2. Социальная адаптация.
  3. Эмоциональное развитие.
  4. Поиск ресурсов во взаимоотношениях родителей и детей.

Работа в детско-родительских группах открывает несколько иные возможности, чем занятия в раздельных группах для детей и их родителей. В ходе совместных занятий родители видят, как происходит работа с ребенком, участвуют в этом процессе, что позволяет закреплять и развивать эффекты, полученные во время занятий, повторяя задания дома. На занятиях проявляются типичные формы взаимодействия детей и родителей, становятся понятными истоки трудностей в их взаимоотношениях, в развитии детей и формировании у них определенных навыков. Родители обучаются новым, более эффективным формам взаимодействия с ребенком, получая в этом поддержку со стороны специалистов. Участие родителей в занятиях способствует улучшению детско-родительских отношений, большему пониманию родителями своих детей. Получая внимание и поддержку не только от родителей, но и от других взрослых, дети чувствуют себя увереннее. В атмосфере принятия их поведение становится более адекватным, спокойным, регулируемым. Развивается взаимодействие между детьми. В совместной деятельности  формируются коммуникативные навыки. Дети учатся выражать свои потребности, вступать в контакт с другими людьми  и поддерживать его. У детей расширяется представление о себе  и о других людях.  Увеличивается познавательная активность детей, усидчивость во время занятий. Кроме того — это возможность реабилитации и самих родителей, так как занятия приносят радость и положительные эмоции не только их детям, но и им самим. Родители также получают удовольствие от игр, музыки, творчества, общения. Это и расширение кругозора, и получение нового опыта в общении с детьми.
Особое внимание в своей работе педагоги-психологи уделяют таким методам, как музыкотерапия и канистерапия – социальная реабилитация с участием собак.
Дети и взрослые, с заболеваниями и без них, хорошо откликаются на контакт с живыми существами. Общение с животными пробуждает эмоции и чувства, усиливает интерес к происходящему. Участие собак дополнительно мотивирует и детей, и их родителей к выполнению действий, важных для достижения результативности в процессе реабилитации.
Новым в разработке и применении этого метода является внимание к вопросам терапевтических взаимоотношений в процессе канис-терапии, что является ключевым моментом, как и в любом другом виде реабилитации. Задача специалиста – выстраивание и поддержка этих отношений.
В канис-терапии отношения имеют более сложную и разветвленную структуру — ребенок-родитель-собака-терапевт. Дополнительный терапевтический ресурс, который появляется в канис-терапии – это отношения детей с собакой, контролируемые специалистом. Термин музыкотерапия используется для обозначения метода психотерапии и социальной реабилитации, как направления арт-терапии. Музыкотерапия опирается на целительное воздействие музыки на физическое, психологическое и духовное состояние человека. Как правило, больные дети, с которыми трудно контактировать, откликаются на различные звуки и музыку, которые позволяют детям открыться и проявиться их чувствам, пробуждают интерес к происходящему. Музыкальная терапия помогает решать  целый ряд задач, таких как:
— развитие эмоциональной сферы при взаимодействии с окружающими;
— развитие произвольной деятельности (соотнесение своих действий с ситуацией и действиями окружающих);
— развитие двигательной сферы (освоение движений в процессе совместных танцев и хороводов, развитие общей координации, чувства ритма и ритмичности собственных движений);
— развитие познавательной сферы (слухового восприятия, внимания и памяти, навыка звукоразличения);
— развитие речи (стимуляция вокализаций и звукоподражания, умение подпевать и петь самостоятельно, понимание песен и обращенной к ребенку речи).

Авторская музыкотерапевтическая методика комплексного развития ребенка, разработанная Когаловской А.С.,  сочетающая в себе такие элементы, как: ритм, звук, мелодия, цвет, активно применяется в работе с семьями с детьми ОВЗ в рамках детско-родительского объединения «Взлет». Она оказывает позитивное влияние на результаты развития детей. Особенно интересен опыт сочетания музыкотерапевтических средств с элементами канис-терапии, так как у детей и у животных есть схожие потребности, в том числе, связанные с любовью к музыке, мелодии, ритму. Благодаря этому открываются новые возможности в реабилитационной работе.   Методы канис-терапии и музыкотерапии способствуют развитию когнитивных процессов и межполушарных связей, обучают «особых» детей взаимодействию в коллективе. Практика показывает, что эффективность комплексной реабилитации семей и «особых» детей в детско-родительском объединении «Взлет» достаточно высока. Результативность определяется методами наблюдения за поведением и реакциями детей; интервьюирования родителей.
На данный момент мы имеем неизменную 100%-ую результативность, основанную на формировании  положительного эмоционального фона у детей и родителей, по ряду показателей:
— выравнивание поведения детей, которое становится более адекватным, спокойным, регулируемым;
— стимуляция речи – дети начинают больше говорить, как по своей инициативе, так и по просьбе;
— хорошее усвоение предложенного материала —  выполнение все более сложных, разнообразных  заданий и упражнений на мелкую моторику, координацию движений, ориентацию в пространстве; проявление самостоятельности во время их выполнения;
— формирование устойчивых коммуникативных навыков в ходе совместной деятельности в группе — расширение адекватных вербальных и невербальных способов выражения своих потребностей, установление активного контакта с другими людьми (детьми и взрослыми), проявление большего внимания и интереса;
— развитие самоконтроля, навыка согласования своих действий с действиями других, ожидания своей очереди;
— формирование умения рассчитывать свои усилия (например: для извлечения звука,  извлечения его в нужное время и так, чтобы он был услышан);
— устойчивое повышение интереса к занятиям, которые всякий раз становятся все более значимыми и ожидаемыми.

Безусловно, степень проявления положительной динамики у детей индивидуальна, зависит от характера заболевания, и, что немаловажно — от частоты посещения занятий, в ходе которых родителям даются рекомендации по развитию и воспитанию детей.С целью закрепления положительных результатов социально-реабилитационной работы с участниками детско-родительского объединения «Взлет» регулярно проводятся праздничные тематические мероприятия, включающие совместные для детей и родителей подвижные игры (в том числе с участием собаки), мастер-классы по изготовлению поделок в творческой мастерской.

В заключении отметим, что специалисты учреждения пребывают в постоянном поиске новых форм и методов работы, влияющих на повышение качества жизни семей, воспитывающих детей.